Qazir продолжает напоминать вам о людях, которые преображают мир вокруг себя. День за днём они борются за свои мечты, цели и принципы. Да, порой они проигрывают сражения, но остаются на поле жизни. Ведь они понимают, что задавать вопрос: «Почему я?» не стоит, нужно лишь продолжать жить так, как хочется тебе, по своим правилам. Ботагоз Айдабулова, как раз, такая. Вот уже более четырёх лет она лидер инициативной группы «Дари добро» в Астане, которая помогает детям с онкологическими заболеваниями.
К миру волонтёрства не так просто прийти. Всё-таки эта работа безвозмездная, от души. Порой не стоит ждать благодарности– и это нормально.
За четыре годы работы в нашей инициативной группе я поняла, что все бытовые проблемы, которые окружают нас – пустяки по сравнению с тем, что творится в отделениях, где мамы и дети борются за жизнь. Ещё сильнее осознала, что нужно радоваться сегодняшнему дню. Просыпаясь, нужно улыбаться этому миру, ведь рядом с вами ваши близкие люди: здоровые и счастливые.
Два раза я выгорала как волонтёр на своей социальной работе. Когда пришла только в этот мир добровольцев, думала, что не буду воспринимать всё близко к сердцу, не буду прикипать к детям, которым помогаем. Но так не получается, в какой-то момент они становятся частичкой твоей жизни, ты общаешься с ними, с их родителями, а потом малыши уходят…. В один момент был очень сильный слом, когда друг за другом они стали покидать этот мир… В такие моменты ты начинаешь падать в какую-то бездонную яму, пытаешься справиться со своими эмоциями.
Каждый раз мне помогали психологи, которые также работают в отделениях. Они консультируют не только детей и мам, но и нас, волонтёров. Психологи часто говорят: «Не примеряйте их рубашку на себя», ведь вы должны продолжать жить, помогать другим деткам, в том числе, своим. Затем ты можешь смириться с этим, но помнишь каждого ребёнка, продолжаешь общаться с их мамами. Порой бывает, что ты не можешь смотреть им в глаза, хотя понимаешь, что в этом нет твоей вины. С опытом пришло понимание, что нужно оставлять все моменты в стенах больницы, иначе – никак, ведь у меня есть свои дети, которым нужна я.
С такой позицией живу чуть больше, чем полгода. Честно, до этого хотела всё бросить, оставить. Если бы дети всегда выздоравливали, то ты бы с радостью это принимал и жил бы дальше, но порой бывает, что отправляешь малыша домой, понимая, что больше его не увидишь… Поэтому и случаются переломы, ведь ты копишь такие вещи в себе, не показываешь. Дмаешь, что сильная, собралась и дальше идёшь, помогаешь, но ведь мы все люди, а не машины. Поэтому ты выгораешь, но затем снова вытаскиваешь себя из этого и продолжаешь свою миссию. Наверное, мы уже смирились с тем фактом, что это – жизнь.
То, что я появилась в детской онкологии, наверное, тоже какой-то поворот судьбы. У меня есть сын, который родился тяжеленьким, почти год бегали по больницам. Тогда я сказала себе, что если у нас получится, то обязательно буду помогать другим людям. Когда мой малыш выздоровел, поняла, что нужно отблагодарить мироздание и решила стать волонтёром. Нашла девушку – Миржан Омиржанову, которая изначально курировала вопросы работы добровольцев в детской онкологии Астаны, мы с ней познакомились, пару раз встретились. Ей нужно было уехать из страны, и она почему-то решила, что может передать мне эту миссию. Вот уже четыре года, я лидер инициативной группы «Дари добро». Столько раз хотела передать эстафетную палочку следующему, но пока всё время возвращаюсь. Бывает, что выключаю телефоны и говорю ребятам, что меня нет. Но без волонтёрства уже не могу, сама выхожу на психологов, восстанавливаюсь и продолжаю.
Сейчас наш костяк – примерно 15 человек, еще есть люди, которые также активно помогают группе, примерно 40 людей. Наша группа «Дари добро» не такая популярная, мы не регистрируем нас ни как общественный фонд, ни как официальное движение, мы просто инициативная группа. Пока, наверное, я не созрела для того, чтобы быть руководителем фонда. Сейчас это всё же больше добровольная история: захотел – помог.
Волонтёры группы стараются найти то, что, в первую очередь, необходимо ребятам. Начиная от лекарств, которые обычно стоят очень дорого, если они не входит в перечень бесплатных, до влажных салфеток. Стараемся не вести сбор денег, потому что возникает много лишних вопросов, а препараты обычно нужны срочно. Поэтому мы распространяем информацию, и находится человек, который может помочь с покупкой. Всегда делаем фотоотчёты и предоставляем чеки.
Также организовываем различные мероприятия для детей. К 1 июня приурочили концерт, где музыканты играли вживую. Ребята и их родители дослушали всё до конца, отдохнули душой. Мы всегда рады тем, кто готов поделиться своим искусством, талантом с детьми. Не обязательно ждать поводов и праздников, можно обратиться к нам, и наша группа постарается организовать событие для ребят.
Нам, в целом, помогает очень много людей. Специально для этого были разработаны «Сундуки храбрости», медали за то, что детки перенесли пункцию. Мы стараемся какие-то лечебные процессы превратить в игру, отвлечь детей. Наша группа пытается показать ребятам и мамам, что они не одни в своей беде, настраиваем их на позитив, хорошее настроение. Такие простые вещи, действительно, меняют очень многое.
Моя семья также вовлечена в мир волонтёрства. У меня трое детей: дочке 15, среднему сыну 11 лет, младшему 4 года. Старшая недавно вступила в центр «Астана Жастары», который также занимается волонтёрством. Средний сын всегда с мужем помогаем решать какие-то бытовые вопросы: привезти, отвезти, поднять какие-то вещи. Мне повезло, что мой супруг всегда на моей стороне, когда я ему говорю, что нужно ехать в онкологию, он никогда не задает вопросы: «Зачем?», «А тебе это надо?». Не слышала от него никаких упреков, он моя большая поддержка, да и, вообще, вся семья.
Сейчас такой формат жизни: мы все куда-то спешим, бежим, стараемся что-то догнать, купить. Порой забывая, что самое главное у нас уже есть: семья, любимые. Особенно это касается родителей, мы всё время куда-то летим, а ведь нас ждут дети, которым нужно уделять время, показывать свою любовь.
К сожалению, от онкологии никто не застрахован, нет каких-то гарантий. Врачи говорят, что на это влияют генетика, неправильный образ жизни, экология. Да, возможно, это играет какую-то роль, но точные причины пока неизвестны. Важно также, когда обнаружили болезнь. Её коварство в том, что протекает она очень тихо. Поэтому нужно регулярно проходить обследования.
Каждый человек должен строить свою жизнь. У нас у всех есть выбор: просыпаться злым и обиженным на жизнь или радоваться каждому подаренному дню. Хотелось бы, чтобы люди были бы милосердны друг к другу, добры.
Счастье для меня – сегодняшний день. Со мной рядом все мои родные и близкие.
Самое большое разочарование, что многие люди не умеют благодарить, воспринимают всё как должное. Для волонтёров очень важно слышать слово «Спасибо». Не обязательно, но от благодарностей ребята воспрянут духом.
Самый большой урок, которой я получила – не нужно ни на кого обижаться, помнить какие-то обиды, злиться. Нужно прощать людей, оставлять ненужные эмоции там же и идти дальше. От этого становится легче жить.
Меня вдохновляют: семья, друзья, единомышленники.
Мне очень нравится фильм «1+1», даже не сам сюжет, а тот факт, что два героя картины стали друг другу друзьями, остались вместе. Это так важно в нашем мире.
Наверное, я нашла свою жизненную миссию: быть волонтёром в детской онкологии. Но как бы хотела, чтобы однажды пришла в больницу, а мне сказали: «Бота, иди домой, работы нет, всё отделение свободно, никого нет». Это был бы самый большой подарок.
Фото: Камила Макат
Гера Билялова