Алихан Куснутдинов: «Популяризировать что-то новое – всегда риск».
«Гиковская» тематика набирает обороты по всему миру. Казахстан и в этом случае не остался в стороне. За последние восемь лет экранизаций комиксов такими известными студиями как «Marvel» и « DC», аудитория фан-базы только возрастала. Эти фильмы стали брендом, товары по тематике комиксов пользуются на рынке еще большим спросом, а «гиковская» культура стала новым трендом среди молодого населения Казахстана. Если в странах Европы эта тематика прочно укоренилась и пользовалась популярностью еще задолго до выхода фильмов студий «Marvel» и « DC», то на территории стран СНГ широкую известность она получила относительно недавно. 21-летний студент Назарбаев Университета Алихан Куснутдинов решил воспользоваться этим моментом и открыл магазины «GEEK MARKET».
- Открывать свой бизнес в такой нестабильной сфере как гик-культура очень рискованно. Как ты на это решился?
- Признаю, что для Казахстана гик-культура это что-то новое. И популяризировать что-то новое – всегда риск. Я боялся, что наше общество не было еще готово принять подобное нововведение. Если на данный момент в Европе гик-культура развита очень сильно, а в России она уже набрала определенный оборот, то до Казахстана эта тема только-только дошла. Но все-таки была небольшая уверенность в том, что перспективы в этой нише есть. Кроме того, я ничем особо не рисковал, потому что вложения были минимальными. Большое количество времени я посвятил тому, чтобы поэкспериментировать с этим бизнесом и ощутить все его нюансы перед тем, как делать крупные вложения.
- В чем основные плюсы и минусы твоего бизнеса?
- Этот бизнес и поп-культура в целом для меня очень интересны. Занимаясь этой работой, я параллельно удовлетворяю свой интерес, и, как бы странно это ни звучало, всегда узнаю что-то новое из сферы комиксов и поп-культуры. Самое главное, я получаю хороший заряд настроения, даря людям некое ощущение радости. На территории Казахстана практически нет аналогов нашего магазина с таким ассортиментом товара, а спрос есть, ведь интерес людей возрастает. Каждый, кто впервые узнает о нашем магазине, приходят к нам с восторженными глазами. И чаще всего они говорят: «Вау, это где-то за бугром давно есть, а теперь и в Астане». И этот самый восторг подпитывает тебя. Это я и считаю основными плюсами данного бизнеса. Отрицательные моменты. Не скажу, что они существенны, но все же они есть. Касательно конкретно меня – это очень сильно бьет по моей учебе, работа занимает если не всё, то большую часть времени точно.
Все ли идет так, как ты планировал?
Говоря откровенно, у меня не было особого видения, да и сейчас у меня оно не такое четкое. С того момента, как я начал свою деятельность, я просто старался делать все для развития. Не скажу, что сейчас я перепрыгнул свою планку или что перепрыгну ее в ближайшее время, но на данный момент все складывается благоприятно. Год назад о подобном я и мечтать не мог. Бизнес будет складываться хорошо благодаря тому, что ты без устали что-то делаешь для его развития.
- Какой совет ты дал бы начинающим предпринимателям?
Я не буду давать очевидных советов, типа «не бояться начинать, попробовать» – это все сто раз слышали. Не на своем, а на опыте других - людей скажу так. Если вы собираетесь что-то открывать, и у вас есть интересная идея, то не будьте слишком предвзяты к своему продукту, прислушивайтесь к мнению окружающих. Допустим, если у вас есть крутой проект или отличная идея для стартапа, не будьте так уверены, что рынок будет в этом нуждаться. Мыслите как предприниматель, найдите человека с опытом в данной сфере, который возможно в дальнейшем станет вашим потребителем, и спросите: «Нужно ли это ему»? И уже учитывая все эти факторы, решайте, стоит ли вам инвестировать туда время, деньги и свои нервы.
- На твой взгляд, как долго еще будет существовать гик-культура?
- Для начала стоит отметить, что гик-культура формируется не только с фильмов студий «Marvel» и « DC», но и с огромного количества сериалов, книг и анимационных фильмов. К примеру, такие легендарные серии как «Властелин колец», «Гарри Поттер» и «Звездные войны» уже понемногу теряют свою актуальность, но все равно каждый раз появляются новые сериалы и книги, и все это формирует свои мини-фандомы. Например, сериалы «Игра престолов», «Очень странные дела», «Во все тяжкие», «Викинги». Раз в 5 лет появляются такие огромные фандомы, как допустим, последний феномен – «Игра престолов». За счет этого гик-культура всегда будет жить. Она базируется на поп-культуре, а поп-культура – это огромный бизнес, который никогда не умрет: это основной источник дохода таких компаний, как «Walt Disney» или «Universal pictures». За счет этого гик-культура проживет если не вечно, то еще очень долгое время точно.
- В Америке проводится «Комик-Кон» с эксклюзивными гостями. В России проводится «Старкон» с приглашенными видеоблогерами и писателями. В Алматы пару раз проводился «Алмакон», куда приезжал блогер Денис Оптимисстер . Когда подобные гик-конвенции можно ждать в Астане?
- Мы уже анонсировали «Гик-кон 2018». Дату мы еще точно не утвердили, но мы планируем провести его ближе к концу июля. Мы постараемся сделать его настолько масштабным, насколько позволят наши ресурсы и силы. Наша аудитория и покупатели ожидают от нас чего-то подобного уже давно, и мы обещали дать им это. Может, конечно, не на уровне «Старкона» или «Алмакона», но для Астаны это будет что-то уникальное.
- Существовали ли подобные магазины до появления «GEEK MARKET»?
- Не припомню. Но точно могу сказать, что были интернет-магазины. На данный момент – да, они есть. К примеру, такие магазины как «Косой переулок», «Joy shop», «Magic Store». Последние нам больше партнеры, нежели конкуренты, поскольку мы ведем тесные партнерские связи. В дальнейшем мы планируем буквально стать одним целым и продолжать вести деловые отношения. Сюда я хочу привести свою любимую цитату из фильма «Мстители»: «Вместе мы сила, а порознь мы слабы».
Для справки:
«Гик» - изначально термин относился к людям, маниакально интересующимся гаджетами и компьютерными технологиями. Позже понятие приобрело более широкий смысл и стало обозначать фанатов, поклонников, знатоков чего-либо или категорию энтузиастов, увлеченных субкультурой.
«Фандом» – это термин, который используется для определения какого-то коллектива поклонников сериала, фильма, серии книг или комиксов, музыкальных групп, спорта или хобби.
«Комик-Кон» (Comic-Con), также известный как San Diego Comic-Con International – это международный ежегодный фестиваль, проходящий в городе Сан-Диего с 1970 года. Фестиваль был основан Шелом Дорфом и изначально задумывался как выставка комиксов. Со временем она расширялась, включая в себя и другие элементы поп-культуры, такие как аниме, манга, литература ужасов, коллекционные карточные игры, видеоигры, фэнтези и научно-фантастические фильмы и литературу.
Темирлан Бейсенхан