Один из первых социальных предпринимателей страны Эмин Аскеров рассказывает о том, как прогорел, затем воссоздал свой бизнес. Топ-5 бизнес –уроков от основателя школы социального предпринимательства в Астане.
- Эмин, уже три года вы работаете как социальный предприниматель. Какие самые главные инсайты получили?
- Наверное, когда ты предоставляешь кому-то возможность, ты можешь увидеть в дальнейшем результат. Работа может касаться сложных людей, с разными проблемами, но если ставишь цель добиться с ними результата, то ты его получишь.
Ещё больше начал доверять людям, хотя казалось бы... По-прежнему есть вера в чудо, в то, что ты можешь превозмогать свои желания.
-Социальное предпринимательство направлено на то, чтобы смягчить какую-то соцпроблему. Как вы думаете, вам это удалось?
- Сейчас мы трудоустроили 31 человека, 26 из них относятся к категории социально уязвимого населения. Самое главное, мы стали примером для многих других последователей. У нас шесть направлений, недавно начали запускать седьмое. Новое – альтернатива угля – брекеты из переработанных опилок. У нас свой столярный цех и поэтому остаётся очень много таких отходов, которые мы можем дальше полезно использовать.
- У вас шесть активных направлений, какое из них ключевое?
- Столярный и швейный. Но мы работаем как бизнес: не хотим использовать фактор жалости. После того, как закрыли производство из иловой лозы, запустили столярный цех, швейный, IT-услуги. Мы ориентировались на производство мебели, заказы пошли, вышли на самоокупаемость. Та же схема была со швейным цехом. Насчёт IT. С центра занятости попросили трудоустроить парня с ДЦП, затем выяснилось, что он программист-самоучка. Под него запустил новое направление. Парень оказался ответственным, талантливым, хорошо себя показал. Дальше направления открывались под людей. Я видел, к чему у них есть способности, и запускал проекты под них. Сейчас есть декоративное направление, сварочные услуги, вязание – но не просто носки, а авоськи, крупные изделия в необычной стилистике. Также есть полиграфия – нанесение на продукцию имиджевых логотипов и тд. Кроме того, хотим запустить отдел по госзакупкам. Растём очень быстро, иногда становится действительно сложно всё организовать. Понимаю, что порой уже не справляюсь.
- Что вам необходимо, чтобы справляться?
- Люди-единомышленники, которые будут на одной волне, которые спрашивают: «Что мы можем сделать?», «Как мы можем это сделать?», а не задавать, как это обычно бывает, вопросы «Зачем?» и «Почему?».
- Где их искать или же нужно учить самому?
- Да, учить самому. Поэтому и открыл школу социального предпринимательства. Понял, что максимум смогу трудоустроить пятьдесят человек – на большее меня не хватит. А если таких социальных предпринимателей будет 50? Они ведь смогут обеспечить работой еще по 50 человек каждый! Вот эффект. Сейчас создаётся общество тех людей, которые меняют социум вокруг себя – «social changemakers». Создал школу 2-го февраля этого года, а уже 30 марта выпустили первый поток из пятнадцати человек. 8 из них уже стали пробовать себя в качестве социального предпринимателя. Запустили вторую группу – там десять ребят – через две недели они заканчивают курс. Посмотрим, что будет с ними.
- Что необходимо, чтобы поступить в вашу школу социального предпринимательства?
- Две вещи: личный мотив и идея. Если у человека они есть, то он принят. Я не запускаю какую-то рекламу. Просто рассказываю на своих страницах в Instagram и Facebook, там уже образовался свой пул читателей-единомышленников.
- Есть мнение, что социальное предпринимательство не ориентировано на прибыль?
- Она должна быть, за её счёт вы выходите на самоокупаемость. В отличие от обычного бизнеса, мы не можем складывать деньги в карман и распределять их по своему усмотрению. На этом деле не разбогатеешь, зато оно живёт и приносит пользу.
- Закон о социальном предпринимательстве необходим?
- Да, но не прямо сейчас. Обществу необходимо более чётко разобраться, что это такое. Если создадим рамки и пропишем что такое социальное предпринимательство, то многие могут просто прикрыться этой формулировкой и подавать гранты. Пока наше общество к этому не готово.
- Что нужно, чтобы его подготовить?
- Такие проекты как школа социального предпринимательства, чтобы люди стали социально-направленными бизнесменами. Очень многие граждане хотят открыть своё дело, но у них есть страх и отсутствие информации. Школа социального предпринимательства помогает разобраться с обоими этими вопросами.
- Сейчас уже есть какие-то льготы для социальных предпринимателей?
- Со стороны налогового законодательства – да. Если у тебя в компании более пятидесяти сотрудников относятся к социально-уязвимой категории населения, то ты не платишь КПД. Сейчас мы платим налоги, как и любой другой бизнес. Считаю, что поблажки нужны, их можно вводить параллельно развитию социального предпринимательства, но не всё сразу. Иначе могут просто начать прикрываться этой темой, чтобы не платить налоги. Сейчас мы функционируем как общественный фонд и ТОО. Через общественный фонд подаём на гранты, через ТОО показываем нашу коммерческую деятельность и платим налоги.
- Кто следит за внутренним аудитом? Партнёр?
- Да. Сейчас я больше нацелен на стратегические задачи. Со мной работает мой друг детства, я полностью ему доверяю. Он уже пятый мой партнёр, вместе со мной в этом деле уже почти год. С предыдущими у нас не получилось найти точки соприкосновения, и мы разошлись. Партнёр следит за бухгалтерией, аудитом. Он дополняет мои слабые стороны: мы единомышленники, которые вместе шагают по жизни.
- Какие у вас слабые стороны?
- Я очень добрый человек, могу ставить низкую цену, порой несоответствующую реалиям. Не жесткий, бываю слишком мягок с сотрудниками. А в бизнесе так нельзя. Нужно уметь спрашивать, работать на качество. Я прошёл через многое в бизнесе, учусь на собственных ошибках. Мой первый год работы социальным предпринимателем был убыточным. Мы ушли в минус на 5,5 миллионов тенге. За моими плечами стоит команда единомышленников из фонда «Best for kids». Они меня поддерживали, попечительский совет выделял деньги. Мне простили этот долг, признаюсь. Наверное, видели мои горящие глаза, желание двигаться в этой сфере. Но это очень дорогой урок. Проанализировав ошибки, мне стало понятно, что изначально идея с иловыми изделиями была нерентабельной. Поэтому мы перестроили весь бизнес и запустили другие направления.
- Наверняка был кризис? Ведь вы не оправдали надежд. Как вы с этим справлялись?
- Я не искал причины в других: они были во мне. Понял, что плохой руководитель, не умею считать деньги. Трижды думал о том, что пора закрываться, даже готовил прощальную речь. Но, когда шёл на работу, видел, что люди верят в меня. Не мог их подвести. Поэтому пошёл учиться, занялся самообразованием. Направился к бизнес-наставникам, которые помогли мне бесплатно, так как видели в каком трудном положении нахожусь. Первое экспресс-обучение длилось четыре месяца. Они отформатировали моё видение бизнеса, заложили основы, и мы перезапустились. Уже успешно.
Всем тем, кто хочет открыть свой бизнес, рекомендую сначала поучиться, понять, как это работает в теории. Но лучший MBA – твой собственный бизнес: чем быстрее прогоришь, тем больше выводов ты сделаешь. Я рад тому, что первый проект был неуспешным: теперь знаю, как не нужно делать и передаю свой опыт другим. Несмотря на то, что я сейчас сам тренер, всё равно продолжаю учиться, получаю MBA.
- Какой у вас сейчас критерий отбора сотрудников?
- Чтобы у людей горели глаза, чтобы они хотели чему-то научиться, постоянно развивались. Пускай он не профессионал, мы научим. Хочу взрастить управленцев. Сейчас те, кто работают, настроены на то, чтобы уйти и стать самим бизнесменами. Может через год, через пять, но знаю такую перспективу – они работают над собой.
- Не жалко расставаться с теми, кого сам научил?
- Я за личностный рост. Они вырастут, смогут учить других. Эффект распространится.
- Есть ли в команде психолог?
- Он работает с людьми с ментальными нарушениями здоровья. Мы базируемся в медцентре психического здоровья. Когда я прогорел, нужно было срочно искать новое помещение. Руководство пошло нам на встречу ради того, чтобы мы вместе реализовали этот проект. Аренду не платим, только комуслуги. Главное – помочь найти себя людям с ментальными нарушениями здоровья. Ведь они самая уязвимая категория: их не берут на работу. У нас сейчас трудоустроено 12, они получают зарплату, платят налоги, пенсионные отчисления. Мы нашли к ним подход. Правда иногда это занимает очень длительный срок. Ребята в основном задействованы в столярном цеху, швейном и в декоративном направлении. Социальные работники ежедневно диагностируют их состояние, наблюдают за ними.
Астана – быстроразвивающийся город. Надеюсь, что в скором времени мы станем инклюзивным мегаполисом, где у всех будут равные возможности. Хотя сейчас очень много вопросов, которые требуют решения: нужно организовывать пространство города под все категории населения, делать его более доступным даже для передвижения.
- Какие вызовы теперь стоят перед вами?
- Объехать этим летом все большие города, чтобы провести там мастер-классы по социальному предпринимательству. Очень многие приезжают из других городов на консультации, а у меня постоянная нехватка времени. Поэтому решил съездить сам и рассказать. Кроме того, начал писать книгу, где детально хочу описать все кейсы. Она будет также большим подспорьем для начинающих соцпредпринимателей.
- Сейчас, после первых трёх лет работы в этом направлении, кому вы благодарны больше всего?
- Маме, семье, фонду «Best for kids» и медцентру психического здоровья за колоссальную поддержку и веру.
- Как семья относится к тому, что вы весь в проектах?
- Жена порой жалуется, страдает семья. Сейчас ещё возникают вопросы по здоровью, но я понимаю, что такова цена реализации наших проектов. Это стоит того, потому что мы дарим людям столько возможностей поверить в себя, результаты потрясают и заставляют двигаться дальше. Я живу этим делом и уже не могу представить себя без него.
Гера Билялова
Иллюстрация: Асель Ибашева