Как часто мы планируем начать новую жизнь с понедельника, подстраиваемся под различные даты и поводы? А ведь есть люди,которые умеют настроить себя на то, что нужно действовать здесь и сейчас. Одна из них – Айнур Кумарова – основатель школы живописи и рисунка «Astana Art». Сейчас у её школы два филиала в столице Казахстана. О том, как открыть свой стартап, сколько для этого нужно денег и усилий, Айнур Кумарова расскажет в этом интервью.
- Как давно пришла идея открыть свой бизнес и массово учить людей рисовать?
- Ещё в школе я думала, что буду заниматься всем чем угодно, только не преподавать. Я видела со стороны, какой это огромный труд и как это порой не ценится. Формат же частных школ оказался для меня достаточно интересным: в них есть возможность по-особенному реализовать любые идеи. К сожалению, во многих государственных школах уроки ИЗО обычно непопулярны. А вот в частных учебных заведениях этому предмету уделяют достаточно внимания и времени, так как обучение искусству действительно очень важно. Надеюсь, что в будущем уроки рисования будут более востребованы во всех школах.
- А когда сами начали рисовать? Есть история «первой работы»?
- Мне рассказала об этом мама. В первом классе у меня были сложности с учёбой. Многие мои одноклассники уже отлично читали, считали, а я нет. Меня не так часто отмечали. Однажды мою маму похвалили за мой рисунок, на котором был изображён флаг Казахстана. Преподаватель отметила работу и попросила обратить внимание на то, что можно попробовать развиваться в этом направлении. Мы жили тогда в Восточном Казахстане, в Уланском районе. Затем, во втором классе, мы переехали в другой район, рядом с которым была изобразительная школа. Мама решила отвести меня туда и не прогадала. Когда запускали сайт нашей студии, то подсчитали, что я в мире искусства уже больше 18 лет.
- Никто в семье не был против вашего увлечения рисованием?
- Изначально в семье никто не думал, что я буду заниматься этим профессионально. Это было больше хобби, как дополнительный полезный навык. Всё происходило постепенно: изостудия, далее школа, затем вуз. В девятом классе уже появились мысли: «А что дальше?». Большое спасибо родителям, которые поддержали меня и разрешили поступать туда, куда мне хочется. Знаю, что другим детям, которые также ходили в изобразительную школу, папы и мамы запретили дальше развиваться в этом направлении. Они считали, что это не специальность и выбирали им такие профессии, как бухгалтер или экономист. Для многих из них рисование осталось хобби.
- Вы переехали в Астану после 11-го класса?
- Да, поступила в ЕНУ имени Л.Н.Гумилева и окончила его в 2013 году. Раньше там была педагогическая специальность «Изобразительное искусство и черчение». Сейчас такого направления в ЕНУ нет. Но оно есть в программе обучения КазНуИ.
- Желание открыть свою студию возникло сразу после выпуска?
- Были мысли об открытии, но к окончательному решению я пришла через два года после окончания университета. На последнем курсе вуза подрабатывала в частной студии, после завершения учебы какой-то период продолжала это дело. Затем попробовала себя в качестве дизайнера и флориста, а также в искусствоведении, далее как свободный художник. Искала себя. В результате вернулась к той специальности, на которую и училась: поняла, что это интересно, и я получаю больше эмоций и результата.
- Снова к воспоминаниям. Помните свой первый урок в арт-студии?
- Некоторое время я проработала в проекте, который был связан с мастер-классами по изобразительному искусству. Затем поняла, что могу сама работать в этой сфере и организовала пробный урок. Отчётливо помню дату – 1 марта 2015 года. За неделю нашла помещение, арендовала его, заказала себе на первое время немного материалов. Признаюсь, мой стартап был 300 тысяч тенге. Чтобы организовать своё дело, не нужны миллионы и миллиарды.
Мастер-класс был некоммерческим, на него были приглашены друзья. Хотя на этом мероприятии присутствовали несколько человек, которые пришли на платной основе. Для продвижения использовала Instagram. Тогда он был не так популярен, но сразу поняла, что он мне поможет: отличная площадка для поиска новых клиентов, своей аудитории. Сразу после первого пробного мастер-класса получилось набрать несколько учеников. Сейчас могу сказать, что пятьдесят процентов людей приходят разово для поиска вдохновения, остальная же часть планирует серьёзно учиться рисовать. Мы целенаправленно готовим детей на поступление в университет. Есть ребята, которые с нами уже три года, то есть с момента открытия. Я понимаю, что несу за них ответственность. Ведь, возможно, это станет для одного из занимающихся детей любимой профессией. Мне важно максимально передать свой опыт.
- Сейчас у вас два филиала. Первый существует с открытия?
- Первый филиал работает с самого открытия на правом берегу. Он расположен по адресу: проспект Сарыарка, 17, угол улицы Сейфуллина. Я за стабильность. Любой проект может быстро угаснуть. Сейчас очень много стартапов. Есть ребята, которые, например, открывают кафе, уходят в минус, затем закрываются. Считаю, что любое дело будет работать, если приложить максимум усилий. Я тружусь без выходных. У меня в команде четыре человека. Работаю сама и контролирую весь процесс. В таком режиме любой проект рентабелен. Второй филиал открылся уже через год. У меня ИП по «упрощенке», со многими вопросами я разбираюсь сама, а где-то подсказывает сестра, она бухгалтер.
- Выходит, что арендную и заработную платы вы покрываете за счёт выручки?
- Да. Занятия у нас проводятся как для взрослых, так и для детей. Их стоимость варьируется, но в среднем одно стоит две тысячи тенге и длится полтора часа. Чаще всего ребёнок приходит на занятия два раза в неделю. Все материалы мы предоставляем сами. Ориентировочно у нас занимаются около 60 человек.
- А сколько взрослых сейчас занимается в ваших студиях?
- Не подсчитать. Ведь есть курсы ежемесячные, а также интенсивы. Ускоренные курсы длятся два дня. Пакета из 8 занятий достаточно для изучения какого-то узкого направления, например, портрета. Ученик через восемь уроков сможет его нарисовать. Курс графики и портрета дешевле, чем занятия по масляной живописи: стоимость от двадцати тысяч в месяц. Все материалы, как я уже отметила, мы предоставляем сами.
- Основной приток клиентов – сарафанное радио или Instagram?
- Помогает платная реклама в соцсети, а также рекомендации людей. Мы уже три года на рынке, поэтому нам доверяют. Наш раскрученный аккаунт в Instagram взломали, и мы потеряли своих подписчиков. Осенью прошлого года открыли его снова, тем не менее, люди всё это время приходили. Значит, работает не только соцсеть, но и сарафанное радио.
- Как вас называют друзья? Бизнес – леди?
- Художница. Потому что у нас не такой большой оборот. Прибыль, конечно, есть. Есть две причины неуспеха, на мой взгляд: продукт не востребован или же ты что-то делаешь не так. Хотя, скорее всего, второй вариант: либо ты неправильно рекламируешь, либо плохо работаешь.
- Чувствуете ли вы, что за последние годы в Астане вырос интерес к рисованию?
- Да, конечно. Это стало очевидным пару лет назад. Люди осознали, что можно не только ходить в кино, вкусно поесть, но и вкладывать в себя. К примеру, сходить на курсы по арт-терапии. Семь лет назад такое было сложно представить. Люди перестали думать, что рисование – это только для детей, что это не просто приятно. Они стали разбираться в искусстве. Сейчас мы запускаем курс по интерьерным картинам. Мне сложно спокойно реагировать, когда люди за немалые деньги покупают распечатанную в полиграфии картинку и вешают её на стенку. Ведь за эти деньги можно купить небольшую, но качественную работу молодых художников. Другой вариант – нарисовать самому, пройдя курсы. Ручная работа обладает своей особой энергетикой: в них есть душа.
- Три вызова, которые вы получили как стартапер.
- Первое время – отсутствие клиентов. Думала: «Вдруг не пройдет». На третий месяц я уже окупала аренду и материалы. Первые полгода работала только сама. Всё, что зарабатывала, вкладывала обратно. Далее – преодоление усталости, жалости к себе. Но затем приходит осознание, что когда ты делаешь своё дело качественно, то всё к тебе вернётся. Порой мой рабочий день длился больше двенадцати часов. Всё это не зря. Ведь это личностный рост, рост проекта.
- Были сложные ученики?
- Конечно. Педагогический опыт спасает. Сейчас уже легче, основываясь на портрете клиента, построить план занятий. Я коммуникабельный человек, тем более по гороскопу я – Весы, так что могу подстроиться. Когда бывает сложно найти подход, стараюсь включать осознание того, что это моя работа. Если человек приходит с негативом, а уходит с улыбкой, значит, я справилась.
Блиц
Счастье – это...
Улыбка
Мне дарит настроение...
Благодарность
Какой вызов совсем недавно вы поставили себе сами ...
Пробежать полумарафон (выполнено) и полную дистанцию IRON MAN. Запустить онлайн-школу (выполнено) и курс по интерьерным картинам (выполнено). Раз в полгода обновляю свои цели.
Я никогда ...
Не задерживаю зарплату людям. По себе знаю, как это важно. Щепетильна в этом вопросе. Наоборот ,стараюсь выписывать бонусы, премии: людей нужно поощрять.
Чтобы стать по-настоящему счастливым человеком вам нужно ....
Я уже. Последний год реально кайфую от всего, что со мной происходит. Бывает, что настроение портится, не хватает поддержки. Но это проходит. Ведь я занимаюсь любимым делом и знаю, что многое могу. Как говорится: «Все дни одинаковые, разное лишь наше отношение к нему». Под любую погоду стараюсь настроиться. Пасмурно? Хорошо, что не жарко. Можно прогуляться с любимым кофе по парку.
Главное фото: из личного архива героини