Автомотоспорт в нашей стране живёт параллельной жизнью. Мало кто слышал о чемпионах, которые проявили себя как в Казахстане, так и на международной арене. А между тем они есть. Один из них – Пётр Бородин. Он успел завоевать немало титулов, но то, что в нём действительно подкупает - его готовность заниматься любимым делом даже бесплатно. О развитии автомотоспорта в нашей стране мы побеседовали с государственным тренером Нурпеисом Конысбаевым и членом национальной сборной РК Петром Бородиным.
Нурпеис, новый летний сезон уже стартовал. Какие соревнования предстоят?
Старт летнего сезона в Казахстане состоялся в начале мая. Этапы чемпионатов по мотокроссу, по трофи-рейдам и по дрифту. Федерация автомотоспорта совместно с Министерством культуры и спорта РК , а также акиматом Мангистауской области с 27 мая по 2 июня проведёт «Ралли Казахстан-2018». Его итоги войдут в зачет Кубка мира FIA. Протяженность этапа примерно 2000 км. «Ралли Казахстан-2018» – пятый этап Кубка мира. В прошлом году на соревнования приезжали известные гонщики из разных стран мира. Кроме того, в рамках 20-летия столицы в Астане запланировано около 10 мероприятий по таким дисциплинам, как мотокросс, дрифт, драг-рейсинг и best lap, фигурка.
Пётр, если внимательно изучить вашу биографию, то складывается впечатление, что как гонщик в своём направлении вы выиграли всё в Казахстане.
Можно и так сказать. В моей копилке есть титулы чемпиона Казахстана по классическому ралли, автокроссу. Кроме того, несколько побед на спринте ралли «Самурык» в разные годы.
Есть стимул дальше участвовать в гонках?
Стимул есть. С каждым годом уровень соперников растёт. Хочется двигаться дальше, но у нас технический вид спорта, и многое зависит от финансирования.
Какая из побед за эти полгода уже успела запомниться?
Победа в высшем классе на зимнем ралли-спринте «Самурык 2018». Я выступаю на этих соревнованиях примерно с 2013 года и выигрывал какие-то определённые этапы, но не удавалось забрать шлем гладиатора. В этот раз, наконец-то, всё получилось. Мы показали достойный результат: 3 выигрыша в 3-х стартах, итоговая победа в кубке Республики Казахстан. Ещё одно соревнование – гонка Чемпионов "Самурык". Она прошла в Астане среди победителей кубка по итогам сезонов за 10 лет. Гонка была напряженной: очень короткая дистанция, большое количество зрителей. Мне удалось выиграть и это соревнование. Конечно, всё это результат многолетних тренировок под руководством моего отца.
Нурпеис, каждая победа – это ещё бонус в виде призовых?
Если честно, то ребята больше соревнуются, за победы за звания, за то, чтобы попасть в национальную сборную. В официальных спортивных мероприятиях как таковых призовых, к сожалению, нет.
Нурпеис, что нужно, чтобы попасть в национальную сборную?
Наш вид спорта неолимпийский. Тем не менее, есть определенный свод правил по формированию национальной сборной. Их два состава. Так, необходимо занимать в республиканских соревнованиях, как минимум, 1-2 места. У нас в Казахстане 13 автодисциплин, в разных категориях свои чемпионы. В частности, Пётр – лидер сборной в своём классе. Кроме того, могу выделить и других ярких спортсменов национальной команды: Марат Абыканов, Канат Шагиров, Александр Артемьев, Денис Березовский, Андрей Чередников, Кирилл Черников, Макар Юрченко и другие. Традиционно ребята выступают в своих дисциплинах, так как довольно непросто перестроиться технически на другую категорию.
Во многих странах победителей соревнований спонсируют автопроизводители, какие-то определенные компании.
НУРПЕИС: Наш автопром пока в процессе становления, поэтому о финансировании спортсменов говорить еще рано. Возможно, на наших чемпионов, которые выигрывают международные соревнования, обратят внимание компании, выпускающие ГСМ. Дополнительное финансирование гонщикам, конечно, не помешает.
ПЁТР: Нельзя сказать, что нас никто не поддерживает. Большое спасибо казахской моторной компании Astana Motors, которая помогает выезжать на международные соревнования.
Нурпеис, а где проходят тренировки гонщиков?
Есть замечательный автодром «Сокол» в Алматы, где тренируются спортсмены. Ралли-рейды проходят в Мангистауской области, там есть необходимые, в первую очередь, природные условия. В Астане и северных регионах страны проходят соревнования по зимним дисциплинам, тот же ралли «Самурык». Мотокросс особенно популярен в Актюбинской, Карагандинской областях, в Алматы и Астане. В Алматы дрифт и асфальтовые гонки: там есть для этого условия. Трофи-рейд в Алматинской Жамбыльской областях, в Алматы и Кокшетау.
Пётр, вы со штурманом Роман Чепрасовым гоняете вместе уже много лет.
Да, так и есть. Два года подряд мы финишировали в призах на Rally Masters Show в Москве. Однако когда эту гонку удалось наконец-то выиграть, у него не получилось поехать со мной. В тот раз меня выручил друг детства, который также занимается автогонками – Вадим Лемихов. Кстати, на Rally Masters Show 2017 тоже не было призовых и подарков, но это всё зависит от организаторов, спонсоров. Думал ли я после победы в Москве сменить штурмана? Конечно, нет. Мы с Романом – сработанная команда, зимний «Самурык 2018» это ещё раз подтвердил. Порой, когда необходимо быстро привести машину в строй, мы сами работаем как механики: так как нет дополнительных помощников, ведь это тоже финансы.
Пётр, сколько ребят, которые с тобой начинали, остались в автомотоспорте?
Сложно сказать. Свой путь я начинал с картинга. В этой дисциплине обычно занимается очень много ребят. Затем перешёл уже в другую категорию. Тогда, когда я начинал, в нашей стране не было такого разнообразия дисциплин, как сейчас. Тот же дрифт сейчас на подьёме, а некоторые категории на спаде.
Нурпеис, со скольки лет можно прийти в мир автомотоспорта?
В мотокроссе можно начинать с шести лет. Если достают до педалей, то можно тот же картинг попробовать. А далее уже нет ограничений по возрасту. Для столичных ребят, которые заинтересовались, можно обратиться в Управление образования , в некоторых школах есть секции картинга и мотокросса. К сожалению, технический вид спорта очень дорогой. Не каждый может позволить себе им заниматься. К примеру, в мотокроссе нужен мотоцикл, чей ценник начинается от трёх тысяч долларов.
ПЁТР В Алматы также есть школы, где мы готовим детей, которые хотят заниматься. Однако мы также не можем финансировать их. Технический вид спорта требует немало вложений. Я очень благодарен своему отцу, который также всю жизнь в автоспорте, он меня направил, сейчас помогает как тренер. Можно сказать, что я самого рождения в автомотоспорте, других вариантов у меня даже не было. В моей семье все любят гонять: папа, брат, я. Мы друг другу постоянно помогаем.
В нашей стране многие люди приходят в автомотоспорт тогда, когда уже достигли какого-то материального благополучия и занимаются им, как хобби.
Пётр, деньги для тебя не главное, а какие цели стоят перед тобой?
Хочется выступать на мировом уровне. Пускай пока без зарплаты, главное, чтобы спонсоры поддержали моё выступление. А где заработать я найду. В планах выехать на Чемпионат России, чтобы нарабатывать опыт. Это достаточно бюджетно, так как можно погонять на своём автомобиле. Хочется попробовать свои силы на Чемпионатах Европы и мира, но для этого нужно искать машину в аренду, спонсоров. Я постоянно тренируюсь и готов выступить на чемпионатах хоть завтра.
Нурпеис, 3 июня пройдет 1 этап кубка города Астана по дрэг рейсингу на 402 метра. Расскажите об этом событии подробнее.
Драг рейсинг – это один из самых зрелищных автодисциплин. На него всегда собирается немало людей. Он пройдет на проспекте Мустафы Кемаля Ататюрка, въезд через мост со стороны проспекта Кошкарбаева. Начало для участников в 10:00, для зрителей в 12:00. Для участия обязательно наличие сертификата ФАМС. Заявку на сертификат можно подать на сайте fams.kz. Подавайте заранее, пока есть время. Регистрация участников осуществляется через сайт www.tri-mira.kz.
Пётр, на твой взгляд, что необходимо сделать, чтобы автомотоспорт стал действительно популярным в нашей стране?
Наверное, сделать его более доступным, открыть больше секций. Построить новые треки. Но уже здорово, что есть трассы в стране, где можно поучаствовать даже на гражданских автомобилях. Проводятся зрелищные гонки, тот же зимний ралли «Самурык». Хочется такое и летнее соревнование.
Нурпеис: Федерацией автомотоспорта проводится большая работа, расширяется география соревнований. Например, началось строительство трассы в Актюбинской области.
Блиц
Победа для меня это –
Нурпеис: Результат работы, её итоги. Например, недавняя победа с Денисом Аксёновым и экипажем в категории «IcePro-моно на «Самурык».
Пётр: Победа – удовольствие, наслаждение результатами победы. Значимый выигрыш в Москве, а также те награды, которые я завоевал в Казахстане, тоже важны.
Шанс, который я упустил –
Нурпеис: Я ни о чем не жалею. Честно
Пётр: Может быть, доверился людям, которым не стоило. Не знаю, насколько это повлияло на какие-то шансы, но есть такой вывод.
Мечта, которая ещё не сбылась...
Нурпеис: Хочется, чтобы построили в нашей стране трассы международного уровня для автогонщиков.
Пётр: Выиграть титул чемпиона мира. Хочется не просто выступить, а победить.
Мой самый главный болельщик...
Нурпеис: Сложно ответить. Родители до сих пор не рады моему жизненному экстремальному делу, но они всё равно меня поддерживают.
Пётр: Определенно, мой отец. Он всегда рядом. Я чувствую его отношение ко мне, к моему делу.
В последний раз я победил себя…
Нурпеис: Наверное, когда пару лет назад прыгнул с парашюта. Когда приземлился, то было ощущение, что я победил дракона (смеётся). Гонки – опасный вид спорта, но для меня это любимое дело.
Пётр: Я придерживаюсь простого правила: надо сделать – делаю. Гонки – это также моё любимое дело, экстрим, адреналин. Без них сложно представить мою жизнь.
Для того, чтобы назвать меня действительно счастливым человеком, мне нужно…
Нурпеис: Ничего. Я уже счастливый человек.
Пётр: Я счастлив, занимаюсь любимым делом. У меня есть близкие люди. Но приятным бонусом был бы титул чемпиона мира (смеётся).
Фото: из личных архивов героев