Как сделать термин «корпоративное волонтерство» более понятным в Казахстане, в беседе с Qazir рассказала исполнительный директор Национальной волонтерской сети и руководитель республиканского фронт-офиса волонтеров «Birgemiz» Татьяна Миронюк.
Q: Что такое корпоративное волонтерство?
Корпоративное волонтерство – это когда сотрудники добровольно участвуют в различных социальных программах при поддержке компании, в которых они работают. То есть компания привлекает на добровольной основе сотрудников к социальным мероприятиям, направленным на общественно полезную цель. Мероприятия могут организовываться либо самой компанией, либо сторонними неправительственными организациями и иными институтами.
В этом году мы (НВС) реализовали проект «Исследование положительных практик корпоративного волонтерства в Казахстане» в рамках гранта Центра поддержки гражданских инициатив, и 25 ноября Национальная волонтерская сеть провела конференцию по его итогам. Всего в нашем исследовании приняло участие более 100 различных компаний, которые причастны к развитию корпоративного волонтерства. Очень здорово что мы смогли привлечь такое количество компаний. А в опросе участвовали 400 корпоративных волонтеров, 70 представителей НПО и более 30 руководителей, курирующих корпоративное волонтерство. В ходе исследования мы поняли, что вовлечены в КВ преимущественно представители крупного бизнеса. А малый и средний бизнес на данном этапе пока практически не вовлечен. Но мы надеемся, что в будущем это поменяется.
Q: Как внедрить культуру корпоративного волонтерства в Казахстане на практике?
Опираясь на полученные результаты исследования, мы подготовили пять общих рекомендаций. Прежде всего, необходимо сформировать единое понимание термина «корпоративное волонтерство». Нужны единые принципы и стандарты работы в этой сфере. Внимательно изучив потребности и нужды всех заинтересованных лиц и возможности государства, можно создать реально работающие механизмы и процедуры.
Для разработки этих стандартов можно привлечь компании-флагманы, представителей волонтерских организаций и государственного сектора, ведущих системную работу в области развития волонтерства и заинтересованных в его развитии. Таким образом, создав рабочую группу, я думаю, мы можем прийти к единой системе и дальше уже работать по ней.
Государственная поддержка корпоративного волонтерства также играет немаловажную роль в этом деле. Требуется создать благоприятные условия для развития корпоративного волонтерства. Можно начать с внесения изменений в законодательную и налоговую системы, создать преференции для бизнес-организаций.
Нужно создать диалоговую площадку, позволяющую компаниям, представителям волонтерских организаций и экспертам в области волонтерства обмениваться опытом, знаниями и идеями по практике внедрения, развития и организации корпоративного волонтерства. Они могут обмениваться положительным опытом и успешными практиками привлечения персонала к корпоративному волонтерству.
Q: Как часто волонтеры из компаний участвуют в проектах НВС?
У нас, как правило, это несколько часов в месяц. Это зависит от организации, от степени его развития. Мы проводили опрос, результаты которого показали, что большинство людей готовы уделять несколько часов в месяц волонтерству, но также среди опрошенных есть те, кто может посвятить этому больше своего времени – до нескольких часов в неделю. Это уже зависит от конкретного волонтера и руководства.
Q: В каких проектах они чаще всего принимают участие?
Согласно нашему исследованию, корпоративное волонтерство в Казахстане пока развивается в трех направлениях: ЧС, экологическое и социальное. Эти проблемы всегда актуальны, особенно учитывая нынешнюю эпидемиологическую ситуацию. Причем интересно то, что эти направления очень развиты в Казахстане и в простом волонтерстве, не только в корпоративном.
Q: Есть ли правила корпоративного волонтерства?
Корпоративное волонтерство нужно вводить методично и систематично поддерживать его работу. Думаю, к правилам можно отнести те же рекомендации, которые мы собрали, основываясь на результатах исследования. К вышеперечисленным можно также добавить важность осведомленности топ-менеджмента компаний различного уровня, масштаба и направленности бизнеса.
Необходимо показать, что корпоративное волонтерство доступно любой компании, независимо от направленности бизнеса, регионального расположения, типа управления, доступных средств и прочих факторов, через осведомленность о различных формах и способах реализации корпоративной волонтерской деятельности.
Фото: Национальная волонтерская сеть.