«Qazir» продолжает знакомить вас с людьми, которые нашли свою мечту и смогли раскрыться в ней. Наш следующий герой – режиссёр-документалист, главный редактор сайта «vosmerka.kz» Евгений Лумпов.
О киносайте
Ко всем своим начинаниям я отношусь, как к делам жизни. Я вижу перспективы у «Восьмерки», у нашей команды. Мы не конкурируем с другими интернет-проектами о кино: у них своя цель, ниша, своё видение. Практикуем чистую критику, стараемся копать в глубину, чтобы показать достоинства и минусы фильмов.
Основной костяк сайта – 5 человек. Работаем бесплатно, периодически уходим в затишье. Например, сейчас несколько авторов защищают дипломные работы и диссертации. Поэтому сайт в основном реагирует на происходящее выборочными новостными постами. Мы аккумулируем силы ‒ впереди достаточно насыщенное кинолето.
Об авторском кино
Считаю, что режиссёры должны выкладывать в свободный доступ картины, которые уже год-полтора как вышли. Конечно, если у них есть на это право. Думаю, когда люди, которые ценят творчество автора, идут в кино, покупают билеты или же DVD – это и есть акт признания, мы готовы за это заплатить. Для расширения аудитории нужно делиться своими работами, тем более в авторском кино. К сожалению, множество фильмов такого плана вообще не попадают на большие экраны.
Есть немало примеров из зарубежных киноиндустрий, когда картины крутят в специальных кинотеатрах: повторного показа, ретро, документального, арт-хаусного кино. Такие вещи нужны и в нашей стране. Другой вопрос, что их никто не поддерживает, а без финансов очень сложно. Хотя есть примеры, когда и в наших кинотеатрах стараются крутить нетипичное кино. Пускай даже они выделяют таким сеансам немного времени – я готов за это платить. Аудитория, интересующаяся подобными вещами у нас в стране достаточно серьезная, чтобы призадуматься о постановке этих процессов на поток. Периодически проходящие бесплатные показы тому доказательство. Зритель готов прийти в кинотеатры даже на шведскую классику. Фильмы к юбилею Ингмара Бергмана ‒ две пятницы подряд в Астане был аншлаг. Да, возможно, здесь есть момент халявы, но о многом говорит и то, что многие люди досматривали фильмы до конца. Поэтому кинотеатры, где можно было бы посмотреть нестандартные картины нам нужны.
Я не фанат ремейков. Оригинальные истории всегда более интересны, причём выстреливают подчас те, у которых крепкий оригинальный сценарий. Те же «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Ветряная река», «Славные парни» 2016 года. Никто не отменял законов драматургии. Если их придерживаться, поиграть с формой, то, скорее всего, всё получится.
Современный мир слишком увлечён прибыльными франшизами, хотя большинство из них могло бы успешно завершиться второй частью. Сложно вспомнить даже отличные трилогии, разве что «Назад в будущее», «Властелин колец», «Смертельное оружие».
Есть казахстанские картины, выхода которых я очень жду. Среди них новые фильмы Байгазина, Ержанова, Абишева. Действительно интересно взглянуть на работы этих режиссёров.
О своих проектах
Я продолжаю работать как режиссёр-документалист. Если брать период студенчества, то сделал порядка 20 фильмов. Но опять же, как говорит моя жена-кинокритик, не все они относятся к документальному жанру: некоторые можно назвать видео-артами, другие – киноэссе. Чистая документалистика – около 10 работ, включая прошлогоднюю историю, снятую на «Казахфильме» и посвященную художникам нашей столицы –«Гармония оттенков». С разрешения киностудии мы со съемочной группой презентовали его в Астане 21 апреля.
Это была моя первая официальная работа в качестве режиссёра. Всё остальное – это, в лучшем случае, призы фестивалей. Эти работы можно посмотреть на моём ютуб-канале. Некоторые картины приносили доход за счет фестивальных призов, некоторые – нет. Не могу сказать, что работаю на фестивали. Когда только начал снимать, меня сразу предупредили, что мои работы, скорее всего, не зацепят большую аудиторию. Поэтому я стал отправлять картины на фестивали, но это всё же лотерея. Нет какого-то рецепта успеха, нельзя делать на это ставку: никто тебя нигде не ждёт, тренды в кинематографе постоянно меняются, ты можешь не успеть попасть в какую-то новую струю.
В искусстве всё субъективно. Пытаясь сделать фильм для миллионов, ты можешь никого не зацепить – работая лишь для одного человека, иногда покоряешь массовую аудиторию. Я понимаю ту аудиторию, на которую работаю. Она существует. Считаю, что сначала должно идти кино, а потом и аудитория придёт. Есть два принципа: сначала делаешь имя, потом снимаешь кино или наоборот.
Не жалею, что посвящаю себя работе в этой сфере. Мы всё сегодня меряем успехом, но популярно, еще не значит качественно. Предпочитаю работать над качеством, а не над количеством. Хочу спокойно спать по ночам, зная, что сделал все так, как хотел и как мог; не думать о том, прогнулся ради мимолётного успеха, пойдя на поводу у трендов.
Кризис не приходит по расписанию, в те же 30 лет. Он случается периодически. Стабильно меня накрывают мысли из серии: правильно ли двигаюсь, в том ли направлении? После каждого такого размышления приходит осознание, какой-то вывод, который меняет мой подход к ситуации, жизни, к работе.
О презентации картин в Астане
Насыщенный сезон получился в период с апреля по май. Презентовал первую режиссерскую работу мэтра казахского кино Мажита Бегалина «Это было в Шугле»: вернул ее из Москвы, из Госфильмофонда.
«Почему именно я решил вернуть эту картину в Казахстан?» – это системный вопрос. Но зачем тратить время на риторику? Абсолютно убежден, что нужна официальная структура, которая будет работать над кинематографическим наследием нашей страны. Я это сделал, потому что испытывал научный интерес к работам режиссера, мне было важно увидеть его самый первый фильм. Когда узнал, что его нет в стране, решил изменить ситуацию. Это нормально, тут нечем гордиться. Хочу поблагодарить людей, которые организовывали показы в Алматы, Астане, помогали на протяжении всего периода. Приятно осознавать, что среди нас есть люди, которым не всё равно.
За период апрель-май провёл 5 показов-презентаций в Казахстане: кинопоказы картины Бегалина раз в Алматы и ещё дважды в Астане. Кроме того, представил два фильма Бергмана в столице по приглашению посольства Швеции. Я за хорошее кино, поэтому всегда готов участвовать в подобных событиях как спикер или модератор.
В Астане сегодня действует всего один полноценный киноклуб ‒ «P.S.». Есть периодические показы, организовываемые «Французским альянсом», Корейским культурным центром, турецким центром имени Юнуса Эмре – обычно это фильмы на языке оригинала с субтитрами. Есть фотостудии, которые сейчас стали показывать фильмы. Но все это не так масштабно и системно, как хотелось бы.
Очень расстраивает тот факт, что хорошее фестивальное кино так часто проходит мимо Астаны. Я спрашивал напрямую у кинопрокатчиков: «Почему так происходит?». По их словам, когда в городе будет соответствующая аудитория, тогда будут и показы. Этот стереотип мы с командой «Восьмерки» пытаемся развеять, поддерживая и афишируя деятельность тех же киноклубов или эпизодических тематических показов. В Астане уже есть аудитория, которая готова приходить на нестандартные картины. От отсутствия таких фильмов на экранах страдают те, кто действительно хотел бы посмотреть настоящее кино, даже за деньги.
Просмотр той или иной картины – сознательный выбор каждого человека. Никто ведь никого не заставляет. Другой момент – попробовать посмотреть какие-то классические кинокартины. Не понравится – забудете. Понравится – втянетесь. Мы живём в эпоху избыточной информации и, к сожалению, многие вещи воспринимаем слишком поверхностно. Человек должен хотеть вникнуть в суть фильма, его форму, в приёмы, которые используются. Для этого нужно копать глубоко.
С чего начать? Да с чего угодно! Вариантов великое множество: «Следы уходят за горизонт» Мажита Бегалина, «Зеркало» Тарковского, «Пустой дом» Ким Ки Дука, картины европейских классиков: Феллини, Годар, тот же Бергман ‒ хотя бы по одной картине. Хотите американской классики – посмотрите «Касабланку» или картину Денниса Хоппера «Беспечный ездок». Фильмов очень много, стоит приходить к ним постепенно.
О тенденциях в киномире
Сегодня мир всё больше нацелен на сериалы, и это, на мой взгляд, только начало. Кинематографу нужна конкуренция, стимул. Когда топовые режиссёры и сценаристы кочуют в смежную индустрию ‒ это лишний повод студийным боссам задуматься о текущем положении дел и начать что-то менять.
Появление того же Netflix также меняет расстановку сил, хотя максимальные обороты ещё даже не набраны. То, что делает эта платформа – это классная альтернатива. Думаю, что казахстанскому рынку тоже нужны площадки, где и молодые, и опытные режиссёры смогут размещать свои работы. Это не YouTube или телевидение, это нечто новое. Хотя порой новые проекты у нас сталкиваются с кучей бюрократических «заморочек». Ещё один момент – дело должно стать долгоиграющим, а не однодневным.
Каждому своё. Мне кажется, что все должны заниматься тем, что умеют делать профессионально: редко у кого получается работать в разных сферах одинаково хорошо. Дилетантство порождает халтуру, а она, в свою очередь, порождает дурновкусие. Очень сложно достучаться до аудитории, которая воспитана на проходных картинах, во всём нужен системный подход. Необходимо давать людям альтернативу, показывать её. Я лишь пытаюсь обращать внимание людей на то, что есть другое кино, проводя те же кинопоказы. Порой в одном фильме больше глубины и смысла, чем в целом сезоне официального кинопроката.
Автор фото: Сардор Салиходжаев