Сая Каким. Волонтёр, аналитик, путешественница. Любит йогу и медитации. Постояннно самосовершенствуется. Девушка рассказала Qazir о том, как волонтёрская деятельность в общественном фонде "Best for Kids" помогла ей уехать на учёбу в США, о мечтах и силе времени.
Если прочитать имя Сая наоборот, то получится Я - Ас. Так оно и есть. У Саи получается совмещать разные проекты, направления и делать это настолько хорошо, что превращать любое хобби в работу.
Обучение в США
Я люблю наблюдать. Считаю, что между казахстанской и американской культурами большая разница. Американцы сфокусированы на результате, обретении навыков, чётком планировании. Мы, как мне кажется, больше заточены на традициях, для нас важна семья, отношения. Сейчас я ещё больше ценю свою культуру. Мне не хватало дружеских встреч, где можно посидеть и поболтать о многих важных для тебя вещах. Возможно, это связано и с тем, что я училась в университете, где очень мало русскоговорящих людей.
В Kansas State University (Manhattan, Kansas) одна семья основала стипендию для казахстанцев на один год, без степени. В течение года стипендиат может выбирать различные курсы и проходить по ним обучение. Почему именно только для казахстанцев? Они побывали в нашей стране как волонтёры и влюбились в неё, им понравилась та теплота и гостеприимство, которое присуще жителям нашей республики. Поэтому по возращении они основали стипендию. К сожалению, пообщаться лично с ними не удалось, только по переписке. Я поблагодарила их за предоставленную возможность и в конце года отправила им войлочное полотно, сделанное в Казахстане. Признательна за предоставленную возможность.
Для того, чтобы получить эту стипендию, я не сдавала никакого языкового экзамена. Просто написала эссе, в котором объяснила, почему для меня это важно, плюс необходимо было одно рекомендательное письмо. Кандидаты подавали эти документы, и среди них выбирали наиболее подходящих. Я свою заявку основывала на опыте работы в общественном фонде «Best for kids». Объясняла, почему для меня важен опыт обучения именно там: в будущем мне хотелось применить полученные знания для развития волонтёрского движения в нашей стране. Изначально была нацелена на то, чтобы улучшить свои языковые навыки. Честно говоря, не думала, что пройду. Поэтому, когда получила официальное подтверждение, мой крик счастья слышал, наверное, весь дом. Стипендия частично покрывала обучение и проживание. Авиабилеты и личные расходы, а также сборы на обучение и визу студент оплачивает сам.
Стоимость курсов увеличилась, поэтому мне нужны были дополнительные источники, чтобы покрыть плату за курсы. Обратилась в университет, там по достоинству оценили мой опыт работы, волонтёрские проекты и также выделили стипендию, которая позволила покрыть обучение полностью.
Как я нашла эту стипендию? Мне подсказали. Примерно два года назад я посетила Workshop в Астане, так как в нём участвовали волонтёры BFK («Best for kids»). Ведущей этого мероприятия была Майра, с которой я проконсультировалась по поводу своёго дальнейшего обучения в докторантуре. У меня за плечами уже была магистратура (Москва) по программе «Болашак», и хотелось дальнейшего развития. Она посоветовала мне поднять уровень английского языка и связала с Канзасским университетом. Специалисты этого учебного заведения рассказали мне про эту стипендию, однако по срокам на тот год я уже не проходила. Поэтому пришлось подождать, но это было к лучшему. Интересно, что это стипендию выдают в зависимости от пула кандидатов: если нет нужных ребят, то её просто продлевают на следующий год. Но следующий, к сожалению, последний.
После того, как прилетели на учёбу, мы прошли языковой тест. Выяснилось, что мой уровень владения языком достаточно высок, поэтому мне дали только два курса на его улучшение. Система образования в американских вузах устроена так, что нужно проходить определённое количество часов. Дополнительно прошла курсы по основам PR. На весенний семестр выбрала занятия для выпускников бакалавриата. Мне хотелось чего-то посложнее, поэтому взяла курсы по улучшению делового английского, а также по глобальным социальным проблемам и теориям их развития. Невероятно интересно. Также я выбрала курсы: «Роль коммуникаций в развитии демократии» и «Искусство фотографии».
О студенческой работе в США
Так как стипендия не покрывала личные расходы, то я устроилась на подработку. В США многие студенты учатся и при этом активно работают: бесплатного обучения там практически не существует и многие берут кредит. К счастью, в университете, где я училась, было много возможностей подработать. Например, была задействована в студенческой команде по созданию видеоконтента. Благодаря этому узнала всё про университет, познакомилась со многими интересными людьми. Отмечу, что как международный студент ты можешь подрабатывать не более 20 часов в неделю.
Я также подрабатывала на Рождественских каникулах, пройдя серьезный отбор, в качестве International Student Welcome Ambassador. Нас было четыре человека: мы были теми людьми, кто встречал ребят в университете и знакомил их со студенческой жизнью. Тогда я познакомилась с уймой интересных международных студентов из стран Азии, Африки, Среднего Востока, Латинской Америки и Европы. Однозначно, это было одним из самых ярких событий за время обучения в университете.
После этой подработки я поняла, что мне не хватало такого взаимодействия, поэтому подала заявку на вакансию в Детский центр развития. Стала помощником учителя, прошла спецобучение, работала всего несколько часов в неделю, но они были очень насыщенные. Интересно было наблюдать, как развиваются дети, которые формируются в рамках американской культуры. Они очень независимые, самостоятельные.
В весеннем семестре я получила повышение на своей подработке и стала заниматься видеонаполнением соцсетей для университета.
Докторантура
Остаюсь в этом же университете. Буду изучать «Роль коммуникаций в создании местного сообщества». Возможно, попытаюсь отразить опыт BFK, так как в фонде мы действительно построили особенную систему взаимоотношений. Возможно, попробую написать о каком-то международном опыте.
В университете я получила позицию по работе со студентами. За счёт этого я и буду покрывать обучение в докторантуре. Это опять-таки момент с поиском ресурсов для покрытия расходов.
Мои родители обрадовались новой возможности моего обучения, но, с другой стороны, это снова долгая разлука.
Главные навыки, обретенные за год в США
Знание языка. Разумеется, за время обучения уровень подтянулся.
Стрессоустойчивость усилилась. Я стала более упорной. Кажется, что тебе сложно и хочется бросить начатое, но потом ты преодолеваешь себя и продолжаешь делать то, что тебе нужно. Пускай и не сразу, но результат будет, хотя могут понадобиться недели, месяцы и тд. Этот год был годом преодоления.
Позитивное отношение. Если работа в «Best for kids» растопила мой скептицизм, то обучение в США помогло мне взглянуть на скучные моменты более позитивно. Всё зависит от собственного настроя.
Я поняла, что для меня действительно важно – хорошее окружение вокруг, которое заставляет меня двигаться вперёд. Если его нет, то стараюсь создавать его сама.
Каждый этап – это мостик к чему-то новому
Опыт BFK помог многим волонтёрам фонда, в том числе и мне. Именно годы работы там помогли мне сфокусироваться на том, что я хочу делать в дальнейшем и как развиваться.
У меня есть опыт работы в разных сферах, что помогает мне в сегодняшней жизни. Каждый этап – это мостик. Я работала: ассистентом аудитора в Москве, затем уже в Казахстане в центре ГЧП аналитиком по оценке бюджетных проектов, в Банке Развития Казахстана, далее был перерыв на путешествия и поиски себя, затем были краткосрочные аналитические проекты, потом телевидение.
С 2012 года в моей жизни появился фонд BFK, который и сейчас со мной. Фонд устраивает мастер-классы, ярмарки, различные семинары для детей и воспитателей из детских домов Акмолинской области. Как-то раз я проводила для ребят презентацию на тему «Почему ребята-волонтёры покидают проект?». На это есть много причин, главное: я пыталась донести, что дело не в ребятах, что такова жизнь. Знаю, многие ребята скучают по мне, так же, как и я по ним. Но это жизнь: приходится на время расставаться, чтобы развиваться и приносить им новые знания.
Хочу в дальнейшем провести большую аналитическую работу по развитию BFK: как менялись организация и волонтёры, как фонд наш повлиял на развитие волонтёрского движения в стране. Уже сменилось несколько поколений волонтеров, и важно наладить обратную связь. Примерно год назад я проводила анкетирование волонтёров, которые были в фонде от 1 года до 5 лет. 57 человек рассказали, почему они решили стать волонтёром, что дало им участие в фонде. У многих поменялись установки. Они поняли, что добро реально, что немало вещей можно изменить в лучшую сторону, стали устойчивее, сильнее. Волонтёры научились меняться и влиять позитивно на своё окружение, в том числе и на детей из детдомов.
Книги
Творчество Ремарка – это классика, поэтому оно будет актуально и через сто лет. Также Габриэль Гарсиа Маркес – «Сто лет одиночества» – столько параллелей с днём сегодняшним. Также Рэй Бредбери, который так легко и ненавязчиво рассказывает о сложных вещах.
Счастье
Во мне сочетаются две грани: аналитика и творческого человека. Одна помогает другой. Мне кажется, это достаточно удобно, когда ты можешь что-то придумать, в то же время спланировать это и осуществить на деле.
Я чувствую себя счастливой тогда, когда получается быть благодарной за опыт, за людей, за состояние, за возможности, за уроки. Осознание того, что всё взаимосвязано. Каждый этап жизни ведёт к следующему. Все возможности приходят в нужное время.
Фото: из личного архива
Гера Билялова