Qazir поговорил с Айбеком Ахановым, основателем и руководителем проекта Photobar. Адрес заведения - Улы Дала проспект, 6. Instagram- @photobar.astana.
Мы работаем с декабря 2017 года. Кофеен в Астане очень много, фотостудий тоже, но вот когда два таких проекта соединяются вместе, получается Photobar. Уникальный концепт в Астане. Перед стартом тщательно изучил рынок. Понял, что есть риски, но проект интересный, поэтому решил попробовать. Наше помещение – это микс уютной кофейни и фотостудии, которая также активно задействуется для проведения open-talk, лекции, мастер-классов, творческих событий.
Года три-четыре назад увлекся фотографией, тогда ещё работал на госслужбе, в квазигосударственном секторе, занимался проектами. Интуиция подсказала, что нужно создать что-то новое, своё. Изначально хотел открыть event-площадку, некий open space, где можно было бы организовывать нестандартные творческие события. Затем осознал, что рынок Астаны к такому проекту не готов, монетизировать фотостудию всё же намного проще.
Photobar открыли вместе с партнёром - младшим братом. Вложили в проект немало средств, пришлось продать даже машину, плюс были накопления, взяли кредиты. Тем не менее, создали также некую подушку безопасности.
Изначально супруга поддержала моё решение уволиться с работы, желание открыть подобное заведение. За это ей очень благодарен. Всегда взвешенно и обдуманно подхожу к каждому своему шагу. Этот проект прорабатывал, продумывал достаточно долгое время, только потом окончательно решился.
Photobar не первый мой стартап, были проекты, которые не реализовались, наверное, из-за того, что не уделял им достаточно времени. Это было всё параллельно с основной работой. Сейчас над развитием Photobar тружусь в другом режиме, полностью погружен в это дело. Потенциал у этого проекта большой, лишь только набираем обороты. Стараемся привлекать людей полезным контентом.
Местоположение было выбрано после того, как определились с концепцией. Всё-таки это фотостудия, поэтому выбирали помещение с панорамными окнами, чтобы было как можно больше естественного света. Когда искали, где разместиться со своим проектом, нашли этот район, на тот момент здесь велась стройка, было шумно, грязно, но опять же какое-то чутьё подсказало мне, что нужно выбрать это место. К счастью, не ошибся. Район оказался перспективным. Открытие подобного заведения где-нибудь в центре города оказалось бы намного дороже.
Идея, концепт проекта - всё принадлежит мне. Наняли команду дизайнеров, которые смоделировали это пространство. Тем не менее, кое-какие моменты исправлял самостоятельно. Фотографировал каждый процесс, как всё поэтапно разрасталось. Каждую неделю стараюсь что-то придумывать, добавлять, модернизировать, сделать наше заведение максимально уютным.
Сейчас набрали команду, каждый занимается своими обязанностями, поэтому появилось время подумать над развитием проекта. Со мной работают администратор, два бариста, пиар-специалист, все где-то около трёх месяцев. Первое время искал людей, которые были бы со мной на одной волне. Сейчас уже сработались. Сейчас хотим найти art-менеджера, который бы помог организовывать события.
Над меню кофейни также колдуем самостоятельно, так как не было опыта работы в общепите. Всё изучается методом проб и ошибок. У нас нет кухни, то есть нет горячих блюд, предоставляем кофе, напитки, перекусы, десерты. Активно работаем с проверенными поставщиками, которые производит лакомства, сэндвичи. У нас кофебар - акцент на хорошим кофе, на этом не экономим.
Изначально понимал, что в таком формате кофейни будет сложно зарабатывать, поэтому и организована фотостудия, где проводятся различные события, благодаря им проходят кросс-продажи. Клиенты мероприятий обычно что-то покупают. Очень важно находить интересных героев, тех, кто привлечёт дополнительную аудиторию в наше заведение. Кого-то подсказывает моё окружение, других нахожу с помощью Instagram. Большинство таких встреч бесплатные, хотя организуем и платные мастер-классы. Коммерческие проекты случаются не так часто, как open-talk. Изначально хотелось организовывать интересные встречи и сделать при этом их более доступными для большего количества аудиторий.
Работаем сейчас над продвижением. Люди о нас уже знают, слышали о заведении. Какие сложности? Возможно, не всем легко добраться до нас. Кроме того, кофейня работает не в полном объеме, хотя уже есть постоянные клиенты. С первого месяца мы в плюсе, наверное, сыграл большую роль уникальный концепт. Кофейня, фотостудия – это всё же сезонный бизнес, в летнее время работаем над привлечением аудитории с помощью увлекательных мероприятий.
У проекта, на мой взгляд, большие перспективы. Хотим масштабироваться, открыть новые точки, возможно, не только в Астане, но и в Алматы. Хочу сохранить концепт, поддерживать уровень, вывести проект на окупаемость, продолжить организовывать занимательные встречи.
Фото: Асель Ибашева
Гера Билялова